Home

Previous Entry | Next Entry

О коммуналках...

  • Jun. 10th, 2006 at 1:07 AM
немного осени
Жаль у меня нет в голове такого записывающего устройства, которое бы фиксировало все мои мысли, а то я бы вам ТАКОЕ каждый день выкладывала ;-))
Началось всё с того, что на очередной семинар Гордеева дала нам тему про коммунальный быт СССР... Есть даже ссылка на сайт http://www.kommunalka.spb.ru/, кстати зайдите ворох ощущений гарантирован!
И, вот увидев реальные фотографии такого чужого мира, а потом прочитала (ну какой же историк без источников?)) сначала, лежа в обнимку с компьютером, ничего кроме "Какой ужас" я повторять не могла... Миниатюрные комнатушки, нет, даже не комнатушки - какие-то миниблоки из футуристического романа про Утопическое общество, но реализованные в Советской действительности, а следовательно, захламленные мебелью, коврами и т.п. - вобщем всем тем против чего и боролась советская власть - проявления мещанства. В этих комнатушках жили не столько строители коммунизма, сколько обычные люди, склонные к "вещизму" и комфортизации быта - своего домашнего пространства. Они не использовали свое отведенное личное пространство только как место для ночевки - это было домом... А возможен ли ДОМ в таких условиях? Ведь что такое коммуналки? Коммуны, место для обитания - habitat, строителей Светлого Будущего, которые там только ночуют и может хранят одежду; все свободное время должно быть посвящено Марксу и Ленину, а также "добровольным работам во благо общества"... Какое тут пианино??? Нет, ну вы объясните - по идее - ЗАЧЕМ пианино строителям коммунизма?!
Так, ладно, переходим к следующему пункту - вот сначала я начала думать (да, я это умею!))) КАК можно быть интеллигентами, одухотворенными людьми в ТАКОМ быту?... Как можно думать о высоком, если, простите, у тебя один туалет на 20 человек?!
Но, потом, опять подумав, я поняла - что это идеальный выход! Человек такое существо, что оно ищет психологический выход из давящей на него ситуации... И советский человек нашел этот выход в культуре!!! Вот откуда такой подъем культуры и такое её развитие!!!! Это "выход"!! Выход из убогости быта - и сейчас я говорю не только о коммуналках, это побег, побег от одного платья на неделю, побег от нескольких квадратов на которых вынуждена существовать целая семья, это побег от постоянного контроля партии и повсеместного вмешательства в личное пространство...
Куда бежали? В театр, в кино, в музеи... в книги... Откуда такая увлеченность тем же самым Фенимором Купером и т.п.?! Советские люди читали это как сказку!!! Что-то чего у них никогда не будет... Моя мама говорит, чтоона и ен могла себе представить, что она сможет посетить не то чтобы Европу, но и Антарктику - о таком только в книжках читали... Или писали... Откуда такая потрясающая фантастика?? Бедность быта порождает богатую фантазию... Когда человек окружен столом, стулом и кроватью с пружинками, она начинает использовать свое богатство - свой мозг, он развивает его - насилует его, но результат того стоит... А может советский эксперимент все же имел свои плюсы?... Может творчеству необходимы узкие рамки, границы, запреты, преодолевая которые личность развивается, а не затухает в квартире из 2-...-7 комнат?...

UPD Совсем забыла вчера дополнить, что после изучения темы коммуналок, я поняла, что в СССР секса действительно не было!!! Т.к. простите, но какой может быть секс в ограниченном пространстве с тонусенькими перегородками, где все-все слышно?! Отсюда и зажатость, и показушное ханжество советского человека...

Comments

( 26 comments — Leave a comment )
[info]chica_guapa wrote:
Jun. 9th, 2006 10:20 pm (UTC)
но ведь коммуналки были только у нас, а упадок культуры сейчас наблюдается повсеместно...
где ВЕЛИКИЕ современные писатели, художники, музыканты? Где голоса? где мелодия? где СЛОВА?
только то, что дошло из прошлого. Ничего нового...
[info]proxi13 wrote:
Jun. 10th, 2006 06:43 am (UTC)
бах когда-то тоже был попсой.
слушайте не только нашу эстраду. есть и слова и все причитающееся, даже крупные формы и хоралы. смотря где искать.
[info]chica_guapa wrote:
Jun. 13th, 2006 01:18 am (UTC)
что бы Вы могли мне посоветовать?
буду очень признательна
[info]proxi13 wrote:
Jun. 13th, 2006 03:31 am (UTC)
[info]proxi13 wrote:
Jun. 13th, 2006 03:32 am (UTC)
начните с wolf's rain
[info]proxi13 wrote:
Jun. 10th, 2006 06:42 am (UTC)
мы как то это помнишь обсуждали? что творчеству, а точнее русской интеллигенции необходимо существовать в состоянии ограничения. это стимулирует деятельность. так как интеллигенция у нас заранее оппозиционна, без этого - она не она.
[info]renidens wrote:
Jun. 10th, 2006 12:36 pm (UTC)
Но тогда мне стыдно за нашу интеллигенцию... Неужели для существования, точнее активной мозговой деятельности им необходимо, чтобы над ними стоял Сталин с концлагерями?
И что же тогда демократическое общество? Демократия - путь к упадничеству культуры?...
[info]proxi13 wrote:
Jun. 11th, 2006 05:43 pm (UTC)
нет это просто еще одна загадка русской души) ты же знаешь что на западе нет слова "интеллигент" есть "интеллекгуал"
на самом деле интеллигентным можно быть и вне оппозиции - но заметь интеллигент и сообщество интеллигенции - разные слова
а демократичное общество предполагает отдых от политики у нас временно люди устали от этого всего. просто захотелось жить и не париться.
например рок перестроился на лирику поголовно вместо политической раекции
[info]renidens wrote:
Jun. 11th, 2006 06:28 pm (UTC)
Знаешь, ты абсоолютно правильно подметила, у нас "интеллигент", у них - "интеллектуал" - и разница на лицо...
И, кстати, у нас интеллигенция оппозиционна власти, на Западе же всё по-другому..
И еще, Насть, демократия как раз наобборот предполагает вовлечение народа в политику и выбор власти, а по тому, что ты написала, выходит как раз наоборот - демократия - способ убежать от ответсвенности за выбор власти.
[info]yanako_burita wrote:
Jun. 10th, 2006 09:01 pm (UTC)
Ира,прости,но уж о4ень длинный пост,поэтому про4итала не все) Вообщем,ты знаешь если ты не живешь в собственном частном доме,то это равносильно коммуналкам: звукоизоляции никакой...слышно все- от чиха до того самого секса и вообще... Вот именно поэтому я так люблю свой "домик в деревне".
[info]renidens wrote:
Jun. 10th, 2006 09:14 pm (UTC)
Ну, это еще не очень длинный.. ))
Насть, это совсем не равносильно, представь, что твоя кровать отгорожена шкафом от кровати твоих родителей и твоих бабушки и дедушки - есть разница?
[info]yanako_burita wrote:
Jun. 11th, 2006 09:36 am (UTC)
есть,и еще какая))Но,те высотки какие сейчас строят...я не говорю за элитные,я про обычные панельные- это те же коммуналки,тока улучшенной планировки...с визуальными перегородками.
[info]renidens wrote:
Jun. 11th, 2006 10:40 am (UTC)
Насть, не согласна, есть большая разница между коммуналками и современными панельными домами. Если исходить из твоей логики то всё что не собственный дом с толстыми стенами приравнивается к коммуналке.
[info]nebesnij_svet wrote:
Jun. 11th, 2006 06:50 am (UTC)
возможно взлет культуры был именно по этой причине, но лучше бы его не было, а люди жили нормально.. тем более эта культура, на мой взгляд, несколько ущербная. Например, когда человек хочет есть, очень хочет, он может писать стихи, но от того, что ему хочется есть - стихи определенно будут грустными
[info]renidens wrote:
Jun. 11th, 2006 10:37 am (UTC)
Знаешь, а ты права, от того что хочется кушать стихи действительно будут грустными...
Но вот ущербна ли культура? Вряд ли. Большинство действительно верили в правоту того, чем они жили, уже потом в 80-е, когда стало ясно, что эту гонку мы проиграли - вот тогда пришло разочарование и уныние, и ущербность...
[info]nebesnij_svet wrote:
Jun. 11th, 2006 10:46 am (UTC)
наверное, мне еще подумалось, про сдержанность, тонкие стены.. может это мы так судим их, так как привыкли к простору и относительному одиночеству? я вот, имея свою комнату, в страшном сне вижу, если ее с кем-то делить придется.. а они-то и не знали, что такое свое пространство, особенно если родились в коммуналке, и про стеснения, нам действительно стыдно тонких стен, но они другого не знали, поэтому, для них наоборот ничего стыдного не должно быть, так как это делали все.. нго не знаю, это мое мнение, конечно, надо бы у них узнать
[info]renidens wrote:
Jun. 11th, 2006 11:39 am (UTC)
Что значит так делали все? Маш, вот посуди сама в СССР не была развита никакая сеекс-индустрия - ни того же Плейбоя, откуда у нас культура секса? Если дама может заявить, что "у нас секса нет", то это следствие крайней зажатости и ханжества - следствие делания этого под толстым одеялом в одной позе и при этом ни звука - разве это не признаки стыдства? В СССР был культ тела, однако абчолютное отрицание потребностей этого самого тела. Преступления сексуальных маньяков замалчивались, а то, что происходит между двумя людьми вполне могло быть вынесено на обсуждение партии!
[info]nebesnij_svet wrote:
Jun. 11th, 2006 11:43 am (UTC)
это да, может это еще происходило из-за того, что не должно было быть ничего индивидуального, а чувства они же всегда индивидуальны..
[info]renidens wrote:
Jun. 11th, 2006 12:12 pm (UTC)
да, сплошная коллективизация...
[info]proxi13 wrote:
Jun. 11th, 2006 05:46 pm (UTC)
стыдства - новояз
[info]renidens wrote:
Jun. 11th, 2006 05:47 pm (UTC)
не нравится?))
[info]chica_guapa wrote:
Jun. 13th, 2006 01:35 am (UTC)
не исключено, что этому взлету культура скорее обязана концлагерям... и войне нежели чем коммуналкам...
или же всему в совокупности :)
[info]chica_guapa wrote:
Jun. 13th, 2006 01:27 am (UTC)
мысли вслух от человека, прожившего 6 лет в коммуналке
Здесь много сказали о бабушках-дедушках-детях за шкафом... но не надо забывать о том, что коммуналка - это еще и куча посторонних людей в соседних комнатах, с которыми приходится делить туалет, ванную, кухню, телефон... и если сосед жарит камбалу, а соседка второй раз варит курицу, потому что у нее нет холодильника и в первый она от этого стухла, то от вони никуда не денешься,.. если сосед приглашает друзей и устраивает пьяную драку среди ночи... если престарелая соседка-сектантка хочет прописать в свою комнату постороннюю семью из 6 человек...
так может не коммуналки были стимулом активной духовной жизни... а что-то еще...
[info]renidens wrote:
Jun. 13th, 2006 06:18 am (UTC)
Re: мысли вслух от человека, прожившего 6 лет в коммуналк
коммуналки были стимулом для побега от реальности, от того самого запаха жареной камбалы ...
(Anonymous) wrote:
Dec. 3rd, 2006 12:26 am (UTC)
А я 20 лет жила в коммуналке .И мне очень нравилось .Соседи были хорошие.Могла пол дня печатать фотографии в ванной,и никто ни слова не говорил.Странно ,когда начинают вспоминать наше прошлое ,вечно выкапывают все самое плохое,будто специально пытаются убедить,что сейчас лучше.Да не лучше и не хуже ,а просто по-другому!В СССР многое было классно,и я счастлива,что мое детство и юность пришлось именно на то чудесное время!
[info]dtz wrote:
Jan. 16th, 2007 08:39 pm (UTC)
Я, кстати, тоже
недавно завис на подумать эту тему

Как-то волной накрыло дико.
( 26 comments — Leave a comment )